Речь — самый важный метод коммуникации человека, с использованием средств языка для общения.
Функции речи для ребенка:
общение с окружающим миром
возможность взаимодействия
источник информации
развитие мышления
Замечено, что, если у ребенка нарушено развитие речи, то резко снижаются коммуникативные возможности, ограничивается объем получаемой извне информации, страдают межличностные отношения и эмоциональная сфера. Таким образом, речь напрямую связана психическим развитием малыша, его поведением и адаптацией в обществе.
Последствия задержки речевого развития:
отставание в психическом развитии
замедление формирования высших уровней познавательной деятельности
нарушения эмоционального и волевого развития с развитием таких черт характера, как замкнутость, нерешительность, эмоциональная неустойчивость (перепады настроения)
в дальнейшем, формируются трудности в освоении чтения и письма
Наиболее благоприятный и интенсивный период в развитии речи ребенка приходится на первые 3 года жизни. Именно в этот период все функции центральной нервной легко поддаются тренировке и воспитанию. Если по каким-то причинам в этот период не происходит правильного «речевого воспитания», формирование речевой функции может искажаться, что в дальнейшем не всегда удается в полном объеме сформировать полноценную речь.
Первым этапом развития речи выделяют возраст до 1 года — это этап предречевого развития, когда происходит активная подготовка к овладению речью. Важными и почти единственными голосовыми реакциями являются крик и плач, тем самым ребенок пытается донести информацию о дискомфорте и своих первых потребностях, например, в еде.
Примерно с 5-6 недели жизни ребенок начинает реагировать на обращенную речь: прислушивается к голосам родных, перестает плакать. В возрасте 8 -9 недель появляется улыбка, первое «гукание»-начальное гуление. К 3 мес появляется смех , в 5-6 мес- первый лепет (ба-ба-ба, ма-ма-ма), в 9-10 мес. лепет становится более активный, появляются первые слоги, малыш начинает копировать интонации взрослых, использует мимику и жесты. К 10-11 мес. присутствует неплохое понимание обращенной речи. Понимает слово «нельзя» и «нет».
Считается, что к году в активном словаре ребенка должно быть около 10 слов, с конкретным значением и ребенок может выполнять несколько простых инструкций (что-то принести, убрать или показать).
На втором году жизни начинает формироваться активная речь, при это важно, что есть понимание обращенной речи. При правильном «речевом воспитании» увеличивается словарный запас, речь становится более эмоциональной, с большим количеством жестов и мимики. В речи ребенка полутора-двух лет еще пока преобладают существительные и только начинают появляться глаголы и прилагательные. После 2х лет ребенок не ограничивается короткими простыми словами- существительными, а дополняет речь глаголами и прилагательными, предлогами, знает размеры предметов, форму, цвет. Многие слова произносятся еще пока искаженно, с «физиологическими» фонематическими ошибками, но речь вполне понятна окружающим.
Считается, что к возрасту 3-4 лет, дети много и активно говорят, используя фразы из 4-5 слов. Ребенок знает свое имя, фамилию, пол. Различает и называет игрушки, предметы мебели, одежды, посуды, продукты питания, и т.п, при этом описывает предмет или вещь с использованием прилагательных. С удовольствием рассказывает о виденном. Сохраняются дефекты произношения ряда слов, особенно длинных, малознакомых со сложными фонематическими конструкциями.
Все неправильности произношения исчезают к 5 годам, к этому возрасту могут оставаться несформированными «л» и «р».
Дальнейшее развитие речи связано с накоплением словарного запаса, которое напрямую зависит от кругозора ребенка, с улучшением произношения сложных звуков. В возрасте 6-7 лет ребенок выстраивает более длинные, сложносочиненные и сложно-подчиненные предложения. Может подробно пересказать услышанный рассказ.
Стоит отметить, что на речевое развитие ребенка оказывают влияние много факторов, начиная с особенностей периода беременности и родов и заканчивая правильным «речевым воспитанием». Нарушение речевого развития может происходить на разных уровнях и иметь различные проявления в виде легкой дизартрии или более грубых нарушений, степень которых может выявить только специалист (детский невролог, логопед). Детский невролог оценивает общее нервно-психическое и моторное развитие, выявляя факторы риска в развитии ребенка, а также уровень и степень нарушений, если требуется, назначает необходимые обследования, подбирает терапию, которая должна быть комплексной, включающей занятия с логопедом, психологом, физиолечение, массажи, при необходимости, медикаментозную терапию.